Экспертный подход к организации мероприятий Сочи, Краснодарский край, КМВ, Дагестан, Кавказ
28 сентября 2022

Агрессия на рабочем месте

Не так давно британскими учёными в очередной раз было проведено любопытное исследование на тему агрессии в офисе. По результатам анализа оказалось, что ровно половина опрошенных сотрудников в той или иной степени испытывали «офисное бешенство». Данный термин означает состояние, когда человек находится на нервном пределе из-за сложностей, возникающих в процессе работы. Российские же сотрудники офисов гораздо чаще испытывают стресс в рабочее время, но намного реже это приводит к нервному срыву.

Если обращаться к статистике за прошлый год, в Великобритании было произведено около 1,3 миллиона случаев острых конфликтов на рабочих местах, из них было зарегистрировано примерно 600 тысяч случаев. Часто они не ограничивались одними лишь оскорблениями личности, а переходили в рукоприкладство. Авторами исследования была выдвинута теория о причинах возникновения офисного бешенства — часто это может быть:

  • окружающий шум, создаваемый коллегами, что мешает сконцентрироваться сотруднику на своей работе;
  • звуки телефона;
  • работающей оргтехники;
  • неисправности с ПК;
  • прочие раздражители.

Влияет ли гендер на уровень стресса

Можно отметить, что женщины больше подвержены проявлению эмоций, поэтому именно они чаще являются источниками агрессии и недовольства. В офисной обстановке мужчины, как правило, ограничиваются только повышением голоса.

Если обобщить результаты работы учёных, то главной причиной перенапряжения при офисной работе являются не мелкие неурядицы на рабочих местах, а именно усталость, систематическое перенапряжение, монотонность действий и высокий уровень ответственности.

Российские реалии

В России такие исследования не проводились, поэтому статистика отсутствует. Однако в пределах нашей страны был зафиксирован случай, когда администрация фирмы назначила задание по новому проекту трём своим отделам, два из которых выполнили свою работу безукоризненно, а третий отдел допустил ошибку при выполнении задач данного проекта. В итоге, работа была завершена некорректно, проект был провален. Наказание понесли все начальники отделов, двое из них, в ходе выяснения, почему была допущена ошибка, достигли конфликта, который закончился дракой. Психологи утверждают, что вспышки агрессии достаточно частый случай, но рукоприкладства достигают только серьёзные конфликты, как случай, описанный выше.

Также русского человека мало нервируют сбои техники или бытовой шум. Тем более что сама природа отношений сотрудников и руководства в бизнес-среде достаточно специфична в России. Мы привыкли к грубости и агрессии на своих рабочих местах. И это, к сожалению, нормально, когда человек, нагрубивший ранее, приходит извиняться через пару дней, но не искренне, а в шутливой форме.

Неотъемлемой частью конфликтов является использование ненормативной лексики. И беда в том, что она используется не только рядовыми рабочими, сотрудниками низшего звена, но и активно поддерживает лексикон представителей руководства. Поэтому в отечественных компаниях негатив не копится неделями и месяцами, как у европейцев, а присутствует в жизни на регулярной основе и изливается на своих коллег и подчинённых.

В европейских странах унижение кого-либо уже является преступлением, не говоря уже о побоях, когда для россиянина такое отношение является обыденным. К тому же, за рубежом более выражена именно индивидуальная агрессия, у нас люди более ориентированы на групповые действия.

Групповая агрессия — частый случай на просторах российских офисов. Вот один из ярких примеров — в одной известной IT-организации произошла драка двух программистов, «старожила» и «новобранца» компании. Причиной разлада была несостыковка взглядов начальства, которое считало, что свои старые сотрудники имеют право получать зарплату выше и иметь больше привилегий, чем сотрудники новые, которые пока что слишком «зелёные». В итоге это привело к противостоянию этих двух групп.

В подобных случаях виновато само руководство, которое закрывает глаза на взаимоотношения своих кадров. Один из способов избежать данной ситуации — это относиться к коллективу как к команде.

4 главных фактора, обозначающих успешную работу в команде:

  1. Определение чётких целей и задач, правильная мотивация.
  2. Установка формальных и неформальных рабочих/поведенческих норм.
  3. Распределение работы и функций по сотрудникам с их соответствующим уровнем профессионализма.
  4. Отлаженная система коммуникации, уверенность сотрудника в будущем компании.

Как же избегать конфликтов

Против вспышек гнева на рабочих местах эффективны «неформальные пятницы» или программы тимбилдинга, которые уже давно практикуются за границей. Такие мероприятия помогают укрепить коллектив и являются действенным способом борьбы против личностной и групповой агрессии среди сотрудников компаний.

Яндекс.Метрика