Экспертный подход к организации активных событий Сочи, Геленджик, Анапа, Краснодарский край
17 марта 2022

Лидерство — привилегия или проклятие?

Является ли лидерство привилегией или проклятием для лидера? Быть лидером (лидер, менеджер — хотя эти термины не полностью идентичны, в этой статье они будут использоваться взаимозаменяемо) — это, прежде всего, контакт с людьми, а точнее установление, поддержание, развитие и прекращение межличностных отношений. Важно отметить, что там, где важны люди, невозможно предсказать все — каждую реакцию, мысли или эмоции. Отсюда всевозможные проблемы и подводные камни, которые могут затруднить управление отношениями в группе. Не следует забывать, что лидер — это тоже сторона (и такая важная) этих отношений, и в то же время — только человек, имеющий право на ошибку.

Лидерство — каковы его функции?

Рассматривая ошибки и подводные камни лидерства, стоит начать с лидера. Несомненно, выполнение такой функции является гордостью и дает вам крылья (несомненно), но оно не должно заслонять самую важную роль лидерства — влияние на людей и отношения с ними. Без других людей вообще невозможно говорить о лидерстве. Нередко те, кто становится лидером, забывают об этом аспекте управления и сосредотачиваются только на себе, вкладывая ресурсы в создание имиджа «суперлидера».

Здесь стоит вспомнить о функциях лидерства. В одном из наиболее полных списков их всего 14:

  • планирование и организация,
  • исправление проблем,
  • объясняя,
  • информирование,
  • мониторинг,
  • мотивация,
  • консалтинг
  • поддержка,
  • управление конфликтами и тимбилдинг,
  • поддержание контактов,
  • делегация,
  • развитие персонала,
  • награждение.

Особое внимание уделяется функциям, непосредственно связанным с межличностными отношениями — контактам с подчиненными, подрядчиками и другими руководителями. Как видите — они составляют большинство ролей, которые играет лидер в команде (остальные можно охарактеризовать как косвенно связанные с отношениями). Поэтому то, какое отношение он займет, и как он будет относиться к другим, чрезвычайно важно, а, следовательно, может включать в себя множество ошибок.

Как рабочий климат влияет на производительность сотрудников?

Посмотри на меня, я самый главный, непогрешимый и все знаю лучше всех — такое отношение или маска, принятая лидером, ни к чему хорошему не приведет, и уж точно не поможет завоевать людей. В руководстве чрезвычайно важно, чтобы доверие возникло, если лидер искренен, то есть если он показывает свои слабости, способен признать свою ошибку или искренне радоваться достигнутому успеху. Кто—то может сказать, что менеджер должен быть отстраненным, крутым и непогрешимым, иначе люди, которых он возглавляет, будут думать, что он слабый, они не будут воспринимать его всерьез. Такое смирение на самом деле является признаком силы, и оно очень хорошо сочетается с уверенностью в себе (которая должна характеризовать хорошего лидера) и, таким образом, обеспечивает уважение подчиненных.

Если лидер принимает маску супергероя вместо смирения и искренности, люди чувствуют, что ему нельзя доверять, перестают верить в его цели и обнаруживают, что они ему на самом деле не нужны. Их энтузиазм к работе угасает.

Это подтверждают исследования, проведенные двумя американскими учеными, являющимися авторитетами в области лидерства, — Джеймсом Кузесом и Барри З. Познером. После почти трех десятилетий наблюдений и опросов они пришли к выводу, что люди ожидают от лидеров четырех качеств. Первое — это честность: подчиненные хотят чувствовать, что их лидер не сбивает их с пути, что они могут ему доверять. О других функциях мы поговорим позже в статье.

Хороший руководитель является частью команды, участвует в деятельности возглавляемой им группы, учитывает мнение подчиненных, которых привлекает к процессу принятия решений. Это является прямым следствием ранее упомянутых функций руководства. С другой стороны, суперлидер — его противоположность — он считает неуместным «опускаться до уровня» людей, которых он направляет, он не может слушать, и даже если может — его не интересует мнение своих подчиненных, все решения он принимает сам. Люди следуют за таким лидером из—за ограничений, а не потому, что они хотят и верят в цели, которые он ставит.

Конечно, история знает суперлидеров, нарциссов, игнорирующих других, сумевших добиться больших успехов и собирающих с ними толпы. Однако такое отношение должно проистекать из личностных качеств лидера, создавать с ними некий цельный образ, который будет восприниматься подчиненными как честный, достоверный и порядочный. Если это всего лишь маска, прикрывающая слабые стороны лидера, то вместо доверия возникают подозрение и дистанция.

Лидерство против неумелого тимбилдинга

Принятие во внимание важности межличностных отношений в руководстве не всегда гарантирует 100% успех. Может оказаться, что вождь, несмотря на свои искренние намерения, не может увлечь за собой толпу. Для этого может быть много причин — от неэффективного найма до неуместной мотивации, предпочтения «домашних питомцев» или предположения, что подчиненные все понимают и чувствуют так же, как и руководитель.


Команда Фордевинд правильно подготовит и проведет тимбилдинг в Сочи для сотрудников вашей компании. Это подтверждают многочисленные отзывы наших клиентов о нашей работе.

Клиенты Фордевинд

Мы уже не первый год занимаемся организацие мероприятий и знаем, что неправильный подход и непродуманность мелочей способны свести на нет все старания руководителя подружиться со своей командой.


Серьезная ошибка руководителя — неправильный подбор людей в команду. Это чрезвычайно сложная задача. Исследования показывают, что шанс найти хорошего сотрудника без должной подготовки к этой задаче составляет всего 10—11 процентов. В других случаях затраты на некачественный набор огромны, поэтому к этому процессу стоит подготовиться, уточнив, кого именно вы ищете, с кем хотите сотрудничать.

Другая ошибка — это предположение, что подчиненные прекрасно понимают философию компании и все ее предположения, цели и причины для действий. Даже если у лидера, а значит, и у компании, есть впечатляющая стратегия, видение и миссия, это не гарантирует успеха, если они не понятны подчиненным на всех уровнях иерархии. Эффективный лидер должен найти время, чтобы правильно изложить свое видение структуры и установить промежуточные цели, составляющие основную цель на данный период времени. Также стоит не забывать вовлекать подчиненных в процесс принятия решений, что, безусловно, поможет им понять видение и идентифицировать себя с ним.

Лидеры также делают много ошибок, когда дело доходит до мотивации своих подчиненных — часто предполагается, что достаточно предоставить премию или повышение, и люди, за которыми они следят, будут иметь больше энтузиазма, энергии и будут стараться изо всех сил. Конечно, нужны стимулы для заработной платы — никто не скрывает, что подавляющее большинство сотрудников берут работу за деньги. Однако так называемые неоплачиваемая мотивация, стимулирующая внутреннюю мобилизацию подчиненных. Самый простой способ достичь такого состояния в случае сотрудника — это похвала (абсолютно заслуженная!), премия, организация корпоративного мероприятия. Предоставление обратной связи о том, как он / она выполнил данную задачу, что он мог бы исправить и что он сделал очень хорошо. В сегодняшнее — очень материальное — время лидеры забываютчто такие бесплатные стимуляторы могут принести больше, чем злотые, на ваш счет.

Здесь стоит еще раз обратиться к исследованиям Кузеса и Познера — второе качество, которое лидеры хотят видеть в своих подчиненных, — это способность вдохновлять. Хороший руководитель подобен выдающемуся дирижеру — он может заставить организацию (оркестр) идти туда, куда нужно. Как этого добиться? Через вдохновение, то есть заражение подчиненных идеей и видением будущего. Эта функция включает в себя способность ясно и точно передать цель другим и эффективно мотивировать.

Также следует помнить, что мотивация — это не сильный акцент на сотруднике. Чрезмерное давление на подчиненных может вызвать у них усталость и нежелание работать. Хороший руководитель умело делегирует задачи, адаптируя их к потребностям и навыкам членов своей команды, одновременно вдохновляя их на работу.

Быть лидером — значит разрешать конфликты на разных уровнях. Ошибка, которую может сделать лидер в этом отношении, — это предположить, что люди «уживутся». Конечно, нельзя вмешиваться в каждое недоразумение, но игнорирование конфликта может привести к его эскалации до такой степени, что его будет сложно контролировать и найти выход. Неспособность разрешить разногласия может повлиять на восприятие лидера подчиненными — может сложиться впечатление, что лидер некомпетентен.

Это очень опасно, потому что, согласно исследованиям американских ученых, третья черта, которую люди хотят видеть в своих лидерах, — это компетентность, поэтому они должны быть знакомы со многими различными областями. Разрешение конфликтов или мотивация — вот некоторые из мягких навыков, которыми должен быть вооружен хороший лидер.

Лидерство против отсутствия видения

Главная ошибка лидера — это отсутствие видения того, к чему он стремится и на что он хочет вдохновить свою команду. Именно эта всеобъемлющая цель побуждает нас к творческим и эффективным действиям, задает их направление и позволяет преодолевать проблемы. Всегда можно сказать, что цель — развитие или завоевание рынка. Однако это слишком общие концепции, не имеющие большого значения в контексте лидерства.

Лидер должен уметь смотреть в будущее, ставить амбициозные цели и вдохновлять других на их достижение. Без четкого представления о том, чего вы хотите достичь, трудно вести людей. Четкое видение делает лидера источником вдохновения для окружающих.

Vision также способствует постановке промежуточных целей и принятию решений. Лидер, не знающий, чего он пытается достичь, не сможет действовать эффективно. В его работу закрадывается неопределенность, которая обязательно будет видна окружающей среде.

Это подтверждается исследованиями Кузеса и Познера, поскольку четвертое и последнее качество, которое требуется от лидеров, — это дальнозоркость. И речь идет не о ясновидении, а об определении целей, которые могут быть достигнуты или поставлены в далеком будущем, но с мотивационным потенциалом в соответствии с видением лидера.

Видение основано на ценностях, которые исповедует лидер, то есть на всем, чем руководствуется его повседневное поведение, во что он верит. На их основе вы должны представить себе идеальное будущее для своей компании — почему оно существует, как оно выглядит, какова его миссия и как она ее выполняет? Следует помнить, что лидеры — целеустремленные люди, поэтому они должны ставить конкретные, измеримые и привязанные ко времени цели, которые позволят им перейти от того, где они находятся сегодня, к этому идеальному видению будущего.

Лидерство и ловушка манипуляции

Совершенно верно — некоторые могут принять за хорошего лидера за то, что ими манипулируют. Граница между ними действительно относительно тонкая, но в то же время очень четкая. И эту самобытность должен ощутить каждый руководитель.

Манипуляция в первую очередь направлена на то, чтобы убедить людей делать то, что отвечает интересам манипулирующего человека. На этом этапе поразительно сходство с лидерством . Однако в первом случае все дело в скрытых действиях, которые заставляют людей невольно, но добровольно преследовать цели манипулятора. Лидерствоэто совсем другое — лидер начинает с того, что представляет свое видение, знакомит людей с целями, которых он хочет достичь. Он может сделать это таким образом, чтобы они начали верить (сознательно) в то, во что он верит, поэтому они сами принимают решение, присоединяться к нему или нет. Манипулятор часто не оставляет такого выбора, потому что люди даже не осознают, что действуют под его диктовкой — используя различные техники, он втягивает их в то, в чем они, вероятно, не захотят участвовать. Они делают то, что в противном случае не стали бы делать.

Итак, как видите — грань между лидерством и манипуляциями довольно четкая. Быть лидером — это значит похищать людей, которые смогут выкладываться на полную, позволяя им достичь своих собственных целей (которые во многом совпадают с целями лидера). Современная модель лидерства — это сотрудничество, помощь в реализации общего видения, без навязывания лидером своей воли. Однако манипулятор о другом, — об использовании людей, и часто очень неэтичным образом.

Если лидер начинает использовать методы воздействия на других, чтобы использовать их в своих целях против их воли, он перестает быть лидером и становится манипулятором. Конечно, вы можете основывать на этом свою силу, но только на ограниченное время. По прошествии определенного периода (более или менее) люди начинают чувствовать, что что—то не так, и перестают быть настолько преданными и желающими работать. Это, в свою очередь, снижает эффективность всего предприятия, что делает невозможным достижение целей, поставленных в видении лидера—манипулятора.

Для некоторых лидерство — это кусок хлеба, а другие ощущают себя лидером, как рыба в воде. Однако он может поставить ловушку для всех, независимо от их качеств и способностей. Сейчас существует мнение, что лидерству можно научиться. Важно, чтобы каждый, кто берет на себя эту задачу или назначен на нее, помнил, что она основана на контакте с другими людьми. Также стоит помнить о функциях лидерства и постоянно работать над четырьмя качествами — честностью (смирением), дальновидностью, вдохновляющими способностями и компетентностью.